Зачем тебе литр?

Вячеслав, 31 год.  Продавец мотоциклов и запчастей к ним.

Как давно ты ездишь на мотоцикле?

Советские мотоциклы с  14 лет, японские – этот сезон десятый.

Первый мотоцикл купил 17 июня 2007 года. Первым японским был Honda VTR1000F (ватруха). Изначально планировал купить «Сибиху» литровую. У друга прокатился и загорелся. Приехал к Максу с бюджетом в 160 тысяч, а он говорит, нафиг тебе CB,  предложил «Ватруху», поскольку она с низов лучше волокла, интереснее. Поскольку я планировал ездить больше на межкогород, то спорт-турист был оптимальнее классика. «Ватруха» выходила в 177 тысяч, мне Макс сделал скидку и в итоге с доставкой она обошлась в 170.

Какие были ощущения от первого мотоцикла?

Когда сел и поехал, то первые 3 квартала ехал и думал о том, что все мотоциклисты балаболы, когда рассказывают про свои 200 километров в час на прямой. Я ехал километров 90 в час и думал, как же мне страшно. При этом с сразу поехал в район, домой.

Мотика мне хватило на 2 месяца, поскольку с низов он ехал уверенно, а вот на трассе для обгонов ему не хватало мощности. При движении в 140 километров обогнать 2-3 машины с ходу было очень тяжело. Пришлось менять.

На что менял?

Пришел к Максу и сказал, что мотик не едет.

Следующим мотоциклом стал «Дрозд» (CBR1100XX). Он уже обошелся мне в 230 тысяч и на нём я прокатался 2,5 сезона. На «Дрозде» ездил больше по городу и понял, что хочется чего-то более лёгкого. Рассмотрев различные варианты, решил брать Yamaha R6. Именно в городе её хватало. Да, там свои особенности и надо мотор сильнее крутить, но по трассе «Дрозд», конечно, выигрывал за счет объёма и массы. «Эрка» шла 275 километров в час и радовала меня своей ветрозащитой, чего не скажешь про Honda.

На «Эрке» было 3 полноценных сезона.

После Yamaha купил прямого конкурента Honda CBR600rr. Она шла максимум 281. Эту цифру на табло я видел всего дважды. Несмотря на максимальную скорость, чувствовалось, что она слабее R6 и хуже рулится. На CBR меня хватило на 2 недели. Мотик я продал не доездив сезон.

Следующим уже стал CBR1000rr 2004 года. Он меня всем устраивал и в городе и на трассе. Но после двух сезонов я поменял его на аналогичный, но немного свежее – 07 года с небольшой доплатой. Сейчас цена мотоциклу, что у меня 300-360 в зависимости от состояния.

Сейчас планирую купить R1 2014 года. Нашел вариант, где надо немного приложить руки, но без катастроф. Средняя цена на такие мотоциклы 700-800, но я нашел подешевле.

Почему решил поменять? Литр же.

После того, как мы начали ездить на трек, я понял, что «Фаер» был конкурентоспособен с мотиками 2010 годов. Сейчас «Фаер» уже не так надежен — на свежие модели есть нарекания на проводку, коробки, двигатели. BMW S1000RR слишком дорог, поэтому золотая середина – Yamaha. Были еще мысли купить Kawasaki ZX10R, но на них запчасти в России не найти, надо всё заказывать. «Ямаха», как советское корыто – в любой гараж приехал, что-нибудь подобрал.

А до трека тебе мотика хватало?

Я отmездил на японцах 9 лет. В том году на трек я выехал впервые. За сезон 2016 года все трек дни в Казани, что были доступны, я посетил.

Когда поехали на трек первый раз, то думали, что будем кататься в своё удовольствие, по хорошему асфальту. Но трек ориентирован на правильность прохождения поворотов. И покатавшись несколько кругов, я понял, что вот оно, началось обучение езды на мотоцикле.

Я не могу сказать, что я не умел ездить до трека. За все 9 лет у меня не было ни одной аварии. Только в том году я попал в ДТП и то не по своей вине, сломав, при этом, ногу.

Мне казалось, что у меня достаточно высокий уровень вождения из-за того, что я много ездил.

Как на трек пришел? Перестало хватать езды в городе и по трассе?

Да. Мы стали ездить по трассе всё чаще на максимальной скорости. Может мотик ехать 299 километров в час, ты всё чаще видишь эту цифру на табло. Как можно дольше её держишь. Адреналин начал вырабатываться только уже на таких прострелах, когда на максимуме влетаешь в горку, потом, пролетаешь еще метров 50 после неё. Или когда ты на заднее встаешь на скорости за 250 километров в час. Но после того, как пару раз на трассе появлялись какие-нибудь садовые «Семерки» с прицепами или трактора, мы поняли, что если хочется гонять и откручивать ручку, то надо ехать на трек. Другого выхода нет. Проехав первую сессию я понял, что ездить на мотоцикле вообще не умею.  На второй сессии у меня перегрелись тормоза и закипела тормозуха. Из-за этого я в один поворот не вошел. Ехать уже было страшно, потому что после пары серьезных оттормаживаний тормоза становились ватными и отказывались работать. А там есть прямяк по которому успеваешь километров до 280 разогнаться. Но надо успеть затормозить, потому что когда ручку газа закрываешь, у тебя остается 100 метров на торможение, а дальше поворот на 90 градусов. Извини, но в него на 160 не войти. Понятно, что надо уронить скорость до сотни, чтобы войти в поворот на грани. На треке потеешь не от того, что на улице жарко, а из-за перегрузок, которые испытываешь на трассе.

Что значит «перегрузки»?

Проезжаешь три круга, четыре. Когда начинаешь запоминать сам трек, то есть траекторию поворотов. Начинаешь оценивать, то как неправильно проходишь повороты. Начинаешь смотреть за тем, как другие проходят те же повороты, не там тормозят, не там начинают разгоняться. Потом начинаешь подстраиваться, видишь, что из-за неправильной траектории поворотов тратил много времени. Не правильно проходил повороты, ехал долго на тормозах, подкатывался к повороту. Оказывается, все происходит совсем по-другому: в отсечку газ, держишь, потом закрываешь, сразу торможение, все экстремально. Тормоза отпускаешь, остаётся 10 метров до поворота, ты снова начинаешь плавно открываться, чтобы с газом заходить в поворот. Потом на выходе, когда уже видишь апекс, ты открываешь на полную на положенном мотоцикле, он выпрямляется, и ты снова едешь «на всю дыру». Перед поворотом за 50-70 метров снова бросаешь газ, вцепляешься в тормоз и на ушах это все проходишь.

Когда правильно начинаешь управлять мотоциклом, видишь, как время серьезно улучшается. Первый раз едешь — ехать вообще не можешь, и пока учишься, у тебя за круг секунда, полторы уходят, а когда понимаешь фишку, раз, за круг 7 секунд в минус, и все смотрят на тебя и говорят, что у тебя в голове что-то прибыло, ты молодец. Как говорят опытные: «один поворот ты проходишь правильно».  Потом едешь 1,53, 1,49, 1,39, в то время, когда начинал с 2,30 минут.

Мотик требовал каких-то технических доработок для езды по треку? Сколько стоят?

Первый раз, как только съездили, я понял, что мне нужны армированные шланги, чтоб тормоза не раздувало,  мне нужна спортивная  тормозуха, масло, нужны клипоны, подножки, более крупная звезда. Со временем накапливаются требования, потому что во время езды по городу нет этих потребностей. Например, зачем в городе высокие регулируемые подножки? Более правильно настроенная вилка? По нашим ямам вообще без разницы, на чем ездить. Люди же на «Ёбриках» ездят как-то. Купил за 60 тыщ и едешь. Жопу твою везет и ладно. В городе не понимаешь поведение мотоцикла вообще и не требуешь от него ничего. На треке совсем другая песня.

Затраты:

Доехать до трека — 2500-3000р.
Бензин на трек -3000р.
Казань билет анлим — 4500-5000р
Резина – 30 тысяч комплект (2 выходных)
Аренда бокса: день 800р. Ночь — 300р.
Гостиница — 1500р. в сутки
Колодки —  11000 р. на перед
После каждого трек дня масло — 3600р.
Трековый пластик — бесценно )

И какого кататься по городу после трека?

После трека между 1 и 2 выездом я в городе не ездил вообще. Мне просто не хотелось. После 2-го выезда на трек, мы катались по югу России, погрузили мотоциклы на прицепы и увезли. Там катались в свое удовольствие по хорошему асфальту без фанатизма.

После трека приезжаешь и понимаешь, что в городе на настроенном под трек мотоцикле очень тяжело ехать. Он очень жесткий, сбитый получается, как комок нервов. Он становится дерганным, ему надо ехать. Либо давай вдуем куда-нибудь, либо «чё титьки мнешь?».

Потом, когда вернулся, по городу гонять совсем не хотелось. Приходит какое-то осознание, что в городе ездить очень опасно. Даже приехали на трассу с друзьями, где в своё время лупили 270-280, то уже как-то начал думать, что вероятность внезапного появления на трассе помехи очень высока. Как-то поменялись взгляды. И тут не сколько рассудительность пришла. Просто появилось осознание того, что я приеду на трек и у меня там всё будет, зачем мне по городу или загородной трассе наваливать? Мне ни к чему сейчас получать травмы.

Это только твои ощущения или повсеместная практика?

На самом деле люди, когда ездят на трек, и это не только у меня, теряют вообще желание кататься по городу. В тот сезон я в городе очень мало проехал, в общей сумме тысячи 2,5 километров включая трек. В городе езда стала очень аккуратная. Смотришь вперед не на 2 машины, а на 7. Думаешь за водителей, что они там делают. Скорости упали. Стало жалко технику, я понимаю, что если что-то с техникой случится, то я не смогу ехать на трек.

Но ведь ездить приходится. Ты тоже  ездишь по встречке, тискаешься меж машин?

Бывают такие пробки, которые невозможно и на мотоцикле проехать, поэтому иной раз мотоциклисты вынуждены где-то по встречке, где-то по разделительной полосе ехать, потому что моторы греются и надо либо ехать, либо заглушить и стоять. Понятно, что ты выезжаешь за рамки приличия. Но я много раз замечал, что когда ты едешь в крайнем левом ряду и обгоняешь слева, меньше возможности,  какому-то чуду, когда двойная сплошная, развернуться. Проще подъехать к перекрестку первым, чтобы потом первым же и уехать, чтоб не тискаться между машин. Все наверное в машинах сидят и думают, «какой урод». На самом-то деле мотоциклисты так ездят, потому что так безопаснее для мотоциклиста. У нас же в порядке вещей на машине не пропускать мотоциклиста, как водители любят говорить: «я думал я успею и тд.». Это относится и к велосипедисту и мотоциклисту.

Почему они пытаются проскочить перед мото?

Если бы там ехал «Краз» самосвал, то он не подумал бы наверное, что проскочит и стоял бы ждал. Чем меньше транспорт, тем труднее оценить его скорость. Если велосипедиста разогнать до 80 километров в час, водитель на машине никогда себе этого представить не сможет.

А кто эти чуваки за визором, которых не видят водители?

Если смотреть в целом на мотоциклистов в городе, то в большинстве своем, конечно ребята адекватные ездят. У большинства уже семьи, есть что терять.  Молодые парни, бывает, чудят, конечно. Молодые – это от 18 до 23 лет. У них еще салат в голове. Они иногда не понимают, что они делают и зачем они делают. Им просто надо быстро ехать. Со временем это проходит.

Бывает приходят в магазин 20-летние парни и просят найти им R1. Их спрашиваешь, понимают ли они, что такое литр? А они: а что? Научусь! Буду ездить, потихоньку. Зато не надо 10 раз менять, покупать. Нельзя так сразу делать. Если у тебя недостаток опыта, то ты просто едешь в столб, а не в поворот. И таких случаев очень много. И смертей много было. Литровый мотик провоцирует тебя ехать быстро. Со временем, конечно глаза и мозг привыкают к скорости, мозг тебе кричит, на сколько тебе сейчас кайфово, что ты на самом деле низко летишь. Но когда дело доходит до манёвров, каких-то ситуаций на дороге, то неопытному мотоцикисту остаётся только ехать прямо. Нажимая тормоз не все понимаю, что мотоцикл будет ехать прямо, он не может поворачивать.

Так, а для езды по городу что оптимальнее, как считаешь?

Для города самое оптимальное – 600 кубов. Но у нас нет возможности иметь мотоцикл для города, мото для трека, мото еще для чего-то. Наверное, по этому люди, которые наездились на 600-ках и берут литр. У меня, например, нет лишних 1,5 миллионов рублей на то, чтобы купить себе мотоцикл специально для трека.

Все люди, которые покупают себе «девятку», не покупают себе следующей снова «девятку». Человек берет уже что-то более интересное, что едет или выглядит лучше.

Ладно мотоциклы, но зачем, например в городе 5,5-литровый «Мерседес»? Он жрет 35 литров на сотню… Зачем «Крузаки» эти здоровые? Понятно, что большая машина – комфортная и тот, кто всю жизнь ездил на «Оке» будет задаваться вопросом: нахрена такая машина большая в городе, парковаться же не удобно?!

Если человек ездит только в городе я всегда говорю: купи себе скутер! У него расход 3 литра, его можно бросить – не жалко. Если его украли – он стоит 30 тысяч, если он упал – он стоит 30 тысяч, если он еще раз упал – он стоит 29 тысяч. Но если смотреть правде в глаза, то любой 400-ки дорожника хватит целиком и полностью.

Добавить комментарий